Цепные стропы


 

Цепной строп и терминатор

Применение цепных строп может быть совершенно разнообразным =)  (КФ «Терминатор 2»)

Преимущества цепных стропов

Стропы из металлических цепей являются универсальным грузозахватным приспособлением и массово используются на промышленных предприятиях, в том числе на металлургических и химических производствах. Они обладают рядом преимуществ перед стропами из стальных или синтетических канатов.

Прочность:

  • Эффективно противостоят ударным, режущим и истирающим нагрузкам
  • Цепные стропы из нержавеющей стали или с полимерным стирол-акриловым покрытием обладают устойчивостью к химически агрессивным средам (кислоты, щелочи) и УФ-излучению
  • Могут контактировать с грязью или маслом
  • Допускается применение в температурном интервале от -45 до +475 оС
  • Могут подвергаться кратковременному воздействию открытого пламени
  • Практически не удлиняются под нагрузкой
  • Имеют более долгий срок службы в сравнении с тросовыми или ленточными стропами

Универсальность:

  • Стропы из цепей обладают большей гибкостью, чем тросовые стропы
  • Длина каждой цепной ветви легко может быть скорректирована с помощью стропового укоротителя
  • Конструкция стропа может быть легко изменена «в полевых условиях» за счет применения разборных элементов
  • Могут быть использованы для поднятия грузов с острыми кромками без специальной защиты

Безопасность и надежность:

  • Для работы с цепными стропами не требуются защитные рукавицы
  • При нагрузке свыше предельного веса, звенья цепи сначала деформируются, и лишь затем возможен обрыв цепи
  • Все элементы цепного стропа легко поддаются визуальному осмотру, что облегчает обнаружение дефектов
  • Высокая ремонтопригодность стропа за счет возможности замены любого количества звеньев цепи

Особенности конструкции цепных стропов

Конструктивные элементы стропа

Стропы цепные 8 и 10 класса прочностиЦепной строп является сложной металлической конструкцией и должен быть изготовлен в строгом соответствии с ТУ 3150-001-52466920-2005. Цепи и прочие комплектующие стропа изготавливаются согласно ГОСТ 30441-97 из стального сплава прочности не ниже 8 класса. В настоящее время все большую популярность получают стропы из стали 10 класса прочности, которые имеют такую же грузоподъемность, как и цепи 8 класса, но обладают меньшим собственным весом за счет меньшего диаметра цепи.

Металлическая цепь из овальных звеньев – основной элемент стропа. Строп при сборке комплектуется элементами-фитингами. В их числе разнообразные переходные звенья, концевыми звенья и захватные приспособления: крюки без замка и с замком, такелажные скобы, карабины. Возможна комплектация стропа укоротителями цепи. В отличие от цепных стропов предыдущих поколений, для сборки современных цепных стропов уже почти не используется электросварка – большая часть соединений выполняется разъемными. Каждый производитель предоставляет заказчикам каталог цепей и фитингов, по которому можно собрать цепной строп желаемой конфигурации. Цепь и прочие комплектующие стропа обязательно должны быть одного класса прочности, при этом все комплектующие должны соответствовать калибру цепи.

Разновидности цепных стропов



В зависимости от количества и вида используемых цепных ветвей, стропы можно разделить на 2 типа: стропы с прямыми ветвями и стропы с замкнутыми ветвями.

Ветвь цепная ВЦ представляет собой прямой отрезок цепи с такелажными скобами или овальными концевыми звеньями типа Ов1. Чаще всего используется как промежуточное звено.

Строп цепной одноветвевой 1СЦ – это прямой отрезок цепи, который комплектуется концевым звеном типа Ов1, предназначенным для подвешивания стропа к крюку подъемного устройства, и каким-либо грузозахватным элементом. Используется для прямого подъема груза, также подходит для обвязки груза петлей.

Строп цепной двухветвевой 2СЦ, строп цепной трехветвевой 3СЦ и строп цепной четырехветвевой 4СЦ имеют сходное устройство: несколько прямых цепных ветвей собраны на одном концевом звене. Концевое звено может выполняться разъемным, и тогда количество ветвей стропа становится изменяемым.

Строп кольцевой УСЦ – это отрезок цепи, замкнутый в круг при помощи разборного соединительного звена. В стропах с одной замкнутой цепью (СЦ1ВЗ) и двумя замкнутыми цепями (СЦ2ВЗ) отрезки цепи замкнуты в кольца на овальном концевом звене при помощи промежуточных звеньев увеличенного размера.

 

Цепные стропы 10 класса прочности

Цепные стропы 10 класса прочностиТаблица грузоподъемности стропов цепных 10 класса

(α – угол отклонения ветви от вертикали при строповке)

Таблица грузоподъёмности цепных строп 10 класса прочности

Необходимо учитывать ряд факторов, снижающих паспортную грузоподъемность стропа:

  1. Эксплуатация при температуре от 200 оС от 300 оС снижает грузоподъёмность на 10%, при температуре 300 оС до 400 оС – на 25%.
  2. При строповке груза методом «затяжки петлей», грузоподъемность снижается на 20% (для стропов 1СЦ, 2СЦ)
  3. Строповка груза, при которой цепи расходятся на угол от 90о до 120о (для стропов 2СЦ, 3СЦ, 4СЦ, СЦ2ВЗ), также снижает грузоподъемность стропа на 10-30%.

Эксплуатация цепных стропов

Для беспроблемной эксплуатации цепных стропов необходимо строго следовать ряду правил, описанных в техническом регламенте РД-11-07-2007. Чтобы упростить контроль за их исполнением, настоятельно рекомендуется завести специальный учетный журнал, куда будет заноситься вся информация о первичной приемке и промежуточных проверках стропов.

Проверка стропов перед использованием

Перед тем, как использовать цепной строп, необходимо убедиться, что грузоподъемность цепи соответствует массе груза. Для этой цели каждый строп снабжается маркировочной биркой с указанием номинальной грузоподъемности, кратким наименованием производителя, порядковым номером стропа или партии стропов и датой испытаний стропа. Информация, указанная на бирке, должна хорошо читаться и совпадать с данными в паспорте стропа. В случае отсутствия бирки на стропе, плохой читаемости информации с бирки, а также в случае отсутствия паспорта на строп, такое изделие не допускается к использованию.

Состояние цепных стропов перед каждым использованием следует проверять на наличие видимых дефектов цепи или комплектующих стропа. Стропы с дефектами должны быть выведены из эксплуатации и отправлены на ремонт.

Цепь стропа подлежит браковке в тех случаях, когда одно или несколько звеньев цепи:

  • Погнуты или искривлены
  • Удлинены больше, чем на 5%
  • Имеют износ по толщине 10% или более
  • Имеют трещины или глубокие борозды на поверхности

 

На скобах, карабинах и крюках не должно быть трещин и борозд. Крюк цепи должен иметь функционирующий замок (если он предусмотрен конструкцией крюка). Также крюк запрещается использовать, если он деформирован (например, увеличен зев крюка или его широкие части имеют относительное уплощение более чем на 10%).

Правила использования цепных стропов

Правильный выбор цепного стропа зависит от габаритов груза и положения его центра тяжести. Категорически запрещается перегружать строп. При строповке грузов нужно следить, чтобы цепь не перекручивалась и не образовывала узлы. Нельзя допускать, чтобы острый край груза упирался в середину звена, изгибая его. Груз нельзя зацеплять только краем крюка. Поднятие груза следует производить плавно, избегая ударов и рывков.

Хранение цепных стропов

Цепные стропы не требуют специальных условий хранения. Если предстоит хранить стропы в течение долгого времени, то складировать стропы следует, подвесив в сухом месте. Стропы, цепи и прочие элементы которых не имеют коррозионностойкого покрытия, необходимо смазать маслом, чтобы избежать появления ржавчины.

В соответствии с нормами охраны труда, не реже одного раза в год цепные стропы должны испытываться под нагрузкой. Порядок испытаний, следующий: стропы нагружают весом 150% от номинальной грузоподъемности в течение 10 минут, после чего проводят визуальный осмотр.

Срок службы цепных стропов

При соблюдении всех правил использования и хранения грузоподъемные цепные стропы без проблем прослужат весь гарантийный период эксплуатации. Срок гарантии, который обязан предоставлять производитель грузовых цепных стропов, составляет не менее 24 месяцев со дня изготовления стропов или 18 месяцев со дня ввода в эксплуатацию. А при своевременном и квалифицированном ремонте, реальный срок службы цепного стропа практически не ограничен.

Строп цепной четырехветвевой 4СЦ, паук

 

Строп 4СЦ

 

Цепные стропы 4СЦ – грузоподъемные приспособления, получившие сленговое название «цепной паук».

Стропы этого вида являются наиболее универсальными из всего класса цепных стропов, и получили широкое применение в строительной сфере и тяжелой промышленности.

 

Плюсы и минусы 4-ветвевых цепных стропов

Работоспособность при температурах до 400°С, а также стойкость к коррозионным средам и открытому пламени – качества, за которые цепные стропы ценятся на металлургических и химических предприятиях. Преимущества использования цепного паука на строительных и монтажных площадках в том, что высокая гибкость цепей облегчает строповку, а длину ветвей стропа можно гибко настраивать под любой груз. Согласно ГОСТ 2319-81 и техрегламенту РД-11-07-2007, для обеспечения безопасности работ завод-изготовитель закладывает в стропы 4-кратный запас прочности, так что даже при максимально допустимой нагрузке на исправный строп можно не опасаться внезапного обрыва цепи.Паук цепной. Строп четырехветвевой

Еще одной ключевой особенностью является высокая степень пригодности к ремонту. Поскольку в современных цепных стропах сварные соединения все чаще заменяются разборными звеньями, ремонт стропа во многих случаях можно провести прямо «в поле».

Есть у цепных стропов и недостатки: цепь слабее противостоит изгибающим нагрузкам в результате кручения, имеет больший собственный вес и большую стоимость, чем аналоги из стальных канатов. Но разница в цене и массе оправдывается надежностью и долговечностью эксплуатации. Стальные цепи 10 класса стоят дороже, чем более распространенные цепи из стали 8 класса.

За то, чтобы купить именно строп 4СЦ 10 класса прочности, есть весомые аргументы:

  1. он имеет повышенную прочность на разрыв и выдерживает на 25% больший вес,
  2. эффективнее сопротивляется истирающим и режущим нагрузкам

Это значит, что строп 4х ветвевой, изготовленный из такой стали, будет служить дольше и реже требовать ремонта.

Конструкция стропа 4СЦ

Строп цепной четырехветвевой 4СЦПроизводство цепных стропов, не снабженных механизмами, регламентируется не ГОСТ, а инструкциями РД 11-07-2007. Строп цепной 4СЦ собирается из четырех прямых цепных ветвей. Ветви присоединяются к подвесному звену через разборные соединительные звенья. Все ветви должны быть одной прочности и калибра, сборка стропа из ветвей разной грузоподъемности не допускается. На свободных концах цепных ветвей крепятся захватные органы: крюки, карабины или скобы. Для регулировки длины цепи на ветвь крепят крюк-ограничитель. Опционально «паук» может комплектоваться ограничителем угла расхождения ветвей, предотвращающим разведение стропа на небезопасные углы.

Цепи производятся из высокопрочной легированной стали в соответствии с ГОСТ 30441-97 (некалиброванные) или ГОСТ 30188-97 (калиброванные). Для повышения сопротивляемости коррозии цепи подвергают дополнительной обработке:

  • Покрытие оксидной пленкой (воронение)
  • Оцинковка
  • Окрашивание эмалью
  • Покрытие слоем термостойкого сополимера стирол-акрилат

Для работы в самых агрессивных средах существуют стропы с цепями из нержавеющей стали. Комплектующие стропа чаще всего окрашивают эмалью, поскольку это покрытие успешнее всего сопротивляется истиранию.

Ниже на фото изображен четырехветвевой цепной строп в сборе, укомплектованный укорачивающими крюками:

Строп в обязательном порядке снабжается маркировочной биркой и паспортом, в которых дублируется информация о номинальной грузоподъемности, название производителя и дата последнего осмотра.

Применение стропа четырехветвевого 4СЦ

Как применяют цепные четырёхветвевые стропы 4СЦСтропа цепная типа 4СЦ позволяет поднять груз практически любой конфигурации. Допустимая масса груза может достигать 67 тонн при использовании стропа 8 класса прочности и 85 тонн в случае 10 класса прочности.

Для большинства случаев будет достаточно стропа грузоподъемностью от 2 тонн до 26,5 тонн и 30 тонн для строп 8 и 10 класса прочности соответственно (диаметр цепи от 5 до 20 мм). Стропы 4СЦ большей грузоподъемности имеют очень большой вес и узкую специализацию.

Строповка грузов производится двумя способами:

  1. Зацепление захватных приспособлений стропа за проушины груза. Если груз не имеет штатных проушин, то ввинчиванием или электросваркой к грузу можно присоединить съемные скобы для строповки.
  2. Применение вспомогательных цепных элементов – обвязки, за которую цепляют грузозахватные элементы стропа.

Реальная допустимая масса груза зависит от ряда факторов:

  • Диаметр цепи
  • Класс прочности стали
  • Углы отклонения цепных ветвей от вертикали
  • Рабочая температура


 

Таблица грузоподъемности цепных стропов 4СЦ калибра 5 – 32 мм.

Таблица грузоподъёмности стропа 4 ветвевого 4СЦ, паука. В зависимости от класса цепи

Таблица значений грузоподъемности цепной ветви от наклона к вертикали.

Зависимость г/п от угла ветвей стропа 4сц

Фактическая грузоподъемность стропа складывается из допустимых нагрузок на каждую из 4х ветвей. Нагрузка на отдельные ветви определяется углом отклонения цепи от вертикали. Углы разведения ветвей свыше 120° (наклон цепи более 60°) считаются небезопасными для работы.

Использование в температурном диапазоне 200-300оС влечет снижение допустимой нагрузки до 90% от паспортного значения, а в интервале температур от 300оС до 400оС разрешенная нагрузка на строп составляет 75% от номинальной. В случае эксплуатации при температуре 400оС и более, строп 4 СЦ подлежит внеплановым нагрузочным испытаниям с последующим осмотром.

Осмотр и дефектовка цепных стропов

В соответствии с нормами охраны труда РМ-07-2008, все цепные стропы (в том числе и четырехветвевые 4СЦ) должны регулярно проходить визуальный осмотр. Цепной паук не может быть использован, если хотя бы одна ветвь имеет дефекты. Браковка цепной ветви производится, если обнаружено, что:

  • Утеряна или не читается маркировочная бирка
  • Отдельные ветви стропа при свободном подвесе отличаются по длине на 15 мм и более
  • Одно или несколько звеньев имеют удлинение больше, чем на 5% относительно нормативного значения, или износ в точке контакта с соседним звеном больше, чем 8% от изначальной толщины
  • Какой-либо из элементов стропа изогнут, имеет надрывы, трещины, борозды в металле
  • Элементы стропа покрыты ржавчиной, имеют следы воздействия пламени или несанкционированной электросварки.

Осмотр проводится:

  • Не реже 1 раза в 5 дней для постоянно используемых стропов
  • Не реже 1 раза в 10 дней для периодически используемых стропов

Перед выдачей в работу, но не реже 1 раза в год для стропов, находящихся на длительном хранении (после испытаний под нагрузкой).