Стяжные ремни и рэтчеты

Любой груз при перевозке транспортом крепится на платформе, кузове или багажнике. Для этого используются стяжные грузовые ремни – стропы.

Стяжной ремень

Применение

Стропы текстильные, талреп, рэтчет, цепная стяжка – это универсальные средства фиксации. Используются для крепления груза в процессе перевозки всеми видами транспорта:

  • автотранспортом, личным или грузовым;
  • железнодорожным, в вагоне или открытой платформе;
  • водным, в трюме или на палубе.;
  • воздушным.

Важно! Транспортировка незакреплённого груза является нарушением Правил дорожного движения и не соблюдением техники безопасности.

 

Виды

Перемещаемые предметы обладают различными габаритными и массовыми характеристиками. Кроме этого, конструкция изделий может быть выполнена из хрупкого материала, повреждаемого при резких ударных нагрузках. Для решения задач надёжной фиксации применяются различные устройства:

  • цепные стяжки;
  • тросы и канаты;
  • крупнопрядные текстильные изделия;
  • ремни стяжные текстильные;
  • резиновые жгуты для багажника.

Изделия оснащаются петлями или дополнительными такелажными приспособлениями:

  • грузовые крюки;
  • коуши;
  • зажимы для троса;
  • шаклы;
  • скобы такелажные;
  • талреп;
  • рэтчеты.

Цепи, тросы, канаты и крупнопрядные изделия применяются для такелажных работ с грузами массой до нескольких десятков или сотен тонн. Стропы для стяжных ремней используются при погрузки и крепления грузов, перевозимых автотранспортом.

Стяжные ремни

Стяжные ремни для груза

Стропы и ремни наиболее востребованы среди грузовых транспортных компаний, частных перевозчиков и владельцев личных автомобилей. Объясняется это тем, что за последние 15–20 лет значительно возрос парк автомобилей. Перемещать коммерческий товар весом до 20–40 тонн быстрее и проще на грузовом транспорте.

Конструкция

Стяжной ремень производится из полимерной ткани на основе полиэстера (полиамида, полипропилена). Материал устойчив к атмосферным осадкам, не поражается грибком и практически не гниёт. Стоек к воздействию минерально-органических растворителей (бензин, масла). Обладает малой усадкой и истираемостью.

 

Характеристика ленты

Размер (ширина), мм

Длина (короткая и длинная сторона), м

Усреднённая величина стягивающего усилия, кН

Максимальное разрывное усилие, кН

35.0

6.0 (0.5 + 5.5)

7.5

15.0

50.0

10.0 (0.5 + 9.5)

25.0

50.0

75.0

10.0 (0.5 + 9.5)

35.0

70.0

100.0

12.0 (0.5 + 11.5)

50.0

100.0

Изделие состоит из двух частей:

  • длинной с такелажным приспособлением (концевиком);
  • короткой, оснащённой концевиком и натяжным механизмом.

Натяжение и фиксация производится посредством:

  • пружинного замка;
  • храпового механизма (трещотки) или рэтчета.

Реже для текстильных лент применяется талреп.

Пружинный замок

Представляет собой устройство из трёх основных элементов:

  • корпуса;
  • язычка с зазубренным окончанием;
  • пружины.

Начальная фиксация грузовой ленты производится оребрённой частью язычка, подпираемого пружиной. Стягивающий момент увеличивается с возрастанием нагрузки, – движение ремня происходит в противоход усилию. Поэтому пружинный замок относят к самозатягивающимся устройствам.

Плюс – простота применения. Минус – используется мускульная сила человека, ограничение по создаваемым усилиям.

Храповый механизм

Механизм стяжных ремней

Рэтчеты или цепные стяжки входят в состав транспортных лент. В основе конструкции – храповый механизм. Подразделяется на два вида:

  • Собственно храповый механизм. Назначение – фиксация и предотвращение движения в обратном направлении. Основные детали: храповик (зубчатое колесо с наклонным в одном направлении зубом), фиксирующая собачка. Обе детали посажены на ось, имеют свободу вращения в одном направлении. Обратный ход регулируется собачкой.
  • Рычажный рэтчет. Принцип фиксации сохранён. Добавлен рычажный механизм натяжения ленты, каната, цепи. Конструкция позволяет натягивать строп одной рукой.

Последнее устройство получило широкое распространение в конструкциях, где требуется натяжитель с одновременной фиксацией, – цепных стяжках, стяжных лентах.

Талреп

РэтчетыЭто механическая конструкция, предназначенная для устранения слабины каната и натяжения. Представляет собой устройство прямоугольной формы. На концах расположены гайки, связанные между собой силовыми отрезками металла. В отверстия вкручиваются резьбовые болты. Для крепления троса, каната, ленты окончания стержней выполняют в виде крюка или кольца.

Натяжение или ослабление усилия осуществляется вращением одного из болтов. Изготовленный из прочного металла талреп способен развивать и выдерживать натяжение в несколько десятков тонн. Малые конструкции – натяжитель шторных струн.

Для фиксации грузов, особенно на автотранспорте, талреп применяется в ограниченных случаях, – для перевозки крупногабаритных и тяжёлых предметов.

Основной такелаж грузовых автомобилей представлен стяжными ремнями или стропами, в которых имеется устройство с храповой фиксацией или трещоточный механизм.

 

Маркировка

О возможностях и характеристиках изделия можно узнать из маркировки.

Например, маркировка одного из производителей СГА-0,5/2

  • СГА – стропа грузовая автоматическая;
  • 0,5 – усилие натяжения до 0,5 тонн;
  • длина 2 метра;

 

Первая цифра в названии означает или грузоподъёмность, или усилие натяжения стяжки.

Возможно присутствие надписи «тех» (tex), – изделие произведено из текстильной ленты.

Так же существуют стяжные ремни с автоматической подмоткой грузовой ленты. Конструкция напоминает механизм автомобильного ремня безопасности.

А ещё существует понятие «калибр», оно входит в характеристику грузовой цепи для рэтчетов.

Вот что написано в ГОСТ 30188-97: калибр цепи – это значение диаметра стального прутка, применённого для производства звеньев.

Стяжные ремни бытового применения

 

Перемещение грузов на легковом автомобиле – распространённое явление. Свой автомобиль, оборудованный багажником или прицепом, способен перевозить домашнюю утварь, мебель, крупную бытовую технику и многое другое. Для крепления багажа очень удобны стяжные текстильные стропы и ремни. Они обеспечат крепление и не повредят вещи.

Отличие лент бытового применения от промышленных моделей:

  • длина 2–5 метров;
  • усилие натяжения не превышает 300–500 кг.

Удачная конструкция – стяжка с маркировкой 0,5/2. Длина изделия обеспечит надёжную фиксацию на багажнике или прицепе. Развиваемое усилие закрепит груз без повреждения. Особенно удобен в применении при транспортировке мебели, бытовой техники на прицепе. Автоматические механизмы с храповиком упрощают установку и снятие натяжных ремней.

Стяжной ремень своими руками

При отсутствии такелажа, машина может оборудована двумя способами:

  • городскому жителю проще купить стягивающий канат или ремень с трещоткой в одном из магазинов;
  • жителю малого населённого пункта или хозяйственному человеку по душе смастерить своими руками.

Основу может составить буксировочный трос. Выполнен из текстильного материала. Имеет хорошие показатели по нагрузке. Самое простое использование – как обычную верёвку или шнур.

Если добавить механизм с трещеткой или талреп, получится серьёзное изделие, годное для бытового применения. Резьбовую стяжку можно изготовить из подручных материалов, – найти две гайки, два болта и обрезки металла не составит особого труда. Гайки удобнее вварить в трубу подходящего диаметра. Крюки и петли для окончания болтов выполняются из арматуры. Храповый механизм заимствуется от инструмента с трещоткой, например лебёдки или ключа.

Такая конструкция пригодится не только на обычном автомобиле. Стяжные ремни востребованы на экспедиционнике во время поездок на дальние расстояния.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *