Любой груз при перевозке транспортом крепится на платформе, кузове или багажнике. Для этого используются стяжные грузовые ремни – стропы.
Применение
Стропы текстильные, талреп, рэтчет, цепная стяжка – это универсальные средства фиксации. Используются для крепления груза в процессе перевозки всеми видами транспорта:
- автотранспортом, личным или грузовым;
- железнодорожным, в вагоне или открытой платформе;
- водным, в трюме или на палубе.;
- воздушным.
Важно! Транспортировка незакреплённого груза является нарушением Правил дорожного движения и не соблюдением техники безопасности.
Виды
Перемещаемые предметы обладают различными габаритными и массовыми характеристиками. Кроме этого, конструкция изделий может быть выполнена из хрупкого материала, повреждаемого при резких ударных нагрузках. Для решения задач надёжной фиксации применяются различные устройства:
- цепные стяжки;
- тросы и канаты;
- крупнопрядные текстильные изделия;
- ремни стяжные текстильные;
- резиновые жгуты для багажника.
Изделия оснащаются петлями или дополнительными такелажными приспособлениями:
- грузовые крюки;
- коуши;
- зажимы для троса;
- шаклы;
- скобы такелажные;
- талреп;
- рэтчеты.
Цепи, тросы, канаты и крупнопрядные изделия применяются для такелажных работ с грузами массой до нескольких десятков или сотен тонн. Стропы для стяжных ремней используются при погрузки и крепления грузов, перевозимых автотранспортом.
Стяжные ремни
Стропы и ремни наиболее востребованы среди грузовых транспортных компаний, частных перевозчиков и владельцев личных автомобилей. Объясняется это тем, что за последние 15–20 лет значительно возрос парк автомобилей. Перемещать коммерческий товар весом до 20–40 тонн быстрее и проще на грузовом транспорте.
Конструкция
Стяжной ремень производится из полимерной ткани на основе полиэстера (полиамида, полипропилена). Материал устойчив к атмосферным осадкам, не поражается грибком и практически не гниёт. Стоек к воздействию минерально-органических растворителей (бензин, масла). Обладает малой усадкой и истираемостью.
Характеристика ленты
Размер (ширина), мм |
Длина (короткая и длинная сторона), м |
Усреднённая величина стягивающего усилия, кН |
Максимальное разрывное усилие, кН |
35.0 |
6.0 (0.5 + 5.5) |
7.5 |
15.0 |
50.0 |
10.0 (0.5 + 9.5) |
25.0 |
50.0 |
75.0 |
10.0 (0.5 + 9.5) |
35.0 |
70.0 |
100.0 |
12.0 (0.5 + 11.5) |
50.0 |
100.0 |
Изделие состоит из двух частей:
- длинной с такелажным приспособлением (концевиком);
- короткой, оснащённой концевиком и натяжным механизмом.
Натяжение и фиксация производится посредством:
- пружинного замка;
- храпового механизма (трещотки) или рэтчета.
Реже для текстильных лент применяется талреп.
Пружинный замок
Представляет собой устройство из трёх основных элементов:
- корпуса;
- язычка с зазубренным окончанием;
- пружины.
Начальная фиксация грузовой ленты производится оребрённой частью язычка, подпираемого пружиной. Стягивающий момент увеличивается с возрастанием нагрузки, – движение ремня происходит в противоход усилию. Поэтому пружинный замок относят к самозатягивающимся устройствам.
Плюс – простота применения. Минус – используется мускульная сила человека, ограничение по создаваемым усилиям.
Храповый механизм
Рэтчеты или цепные стяжки входят в состав транспортных лент. В основе конструкции – храповый механизм. Подразделяется на два вида:
- Собственно храповый механизм. Назначение – фиксация и предотвращение движения в обратном направлении. Основные детали: храповик (зубчатое колесо с наклонным в одном направлении зубом), фиксирующая собачка. Обе детали посажены на ось, имеют свободу вращения в одном направлении. Обратный ход регулируется собачкой.
- Рычажный рэтчет. Принцип фиксации сохранён. Добавлен рычажный механизм натяжения ленты, каната, цепи. Конструкция позволяет натягивать строп одной рукой.
Последнее устройство получило широкое распространение в конструкциях, где требуется натяжитель с одновременной фиксацией, – цепных стяжках, стяжных лентах.
Талреп
Это механическая конструкция, предназначенная для устранения слабины каната и натяжения. Представляет собой устройство прямоугольной формы. На концах расположены гайки, связанные между собой силовыми отрезками металла. В отверстия вкручиваются резьбовые болты. Для крепления троса, каната, ленты окончания стержней выполняют в виде крюка или кольца.
Натяжение или ослабление усилия осуществляется вращением одного из болтов. Изготовленный из прочного металла талреп способен развивать и выдерживать натяжение в несколько десятков тонн. Малые конструкции – натяжитель шторных струн.
Для фиксации грузов, особенно на автотранспорте, талреп применяется в ограниченных случаях, – для перевозки крупногабаритных и тяжёлых предметов.
Основной такелаж грузовых автомобилей представлен стяжными ремнями или стропами, в которых имеется устройство с храповой фиксацией или трещоточный механизм.
Маркировка
О возможностях и характеристиках изделия можно узнать из маркировки.
Например, маркировка одного из производителей СГА-0,5/2
- СГА – стропа грузовая автоматическая;
- 0,5 – усилие натяжения до 0,5 тонн;
- длина 2 метра;
Первая цифра в названии означает или грузоподъёмность, или усилие натяжения стяжки.
Возможно присутствие надписи «тех» (tex), – изделие произведено из текстильной ленты.
Так же существуют стяжные ремни с автоматической подмоткой грузовой ленты. Конструкция напоминает механизм автомобильного ремня безопасности.
А ещё существует понятие «калибр», оно входит в характеристику грузовой цепи для рэтчетов.
Вот что написано в ГОСТ 30188-97: калибр цепи – это значение диаметра стального прутка, применённого для производства звеньев.
Стяжные ремни бытового применения
Перемещение грузов на легковом автомобиле – распространённое явление. Свой автомобиль, оборудованный багажником или прицепом, способен перевозить домашнюю утварь, мебель, крупную бытовую технику и многое другое. Для крепления багажа очень удобны стяжные текстильные стропы и ремни. Они обеспечат крепление и не повредят вещи.
Отличие лент бытового применения от промышленных моделей:
- длина 2–5 метров;
- усилие натяжения не превышает 300–500 кг.
Удачная конструкция – стяжка с маркировкой 0,5/2. Длина изделия обеспечит надёжную фиксацию на багажнике или прицепе. Развиваемое усилие закрепит груз без повреждения. Особенно удобен в применении при транспортировке мебели, бытовой техники на прицепе. Автоматические механизмы с храповиком упрощают установку и снятие натяжных ремней.
Стяжной ремень своими руками
При отсутствии такелажа, машина может оборудована двумя способами:
- городскому жителю проще купить стягивающий канат или ремень с трещоткой в одном из магазинов;
- жителю малого населённого пункта или хозяйственному человеку по душе смастерить своими руками.
Основу может составить буксировочный трос. Выполнен из текстильного материала. Имеет хорошие показатели по нагрузке. Самое простое использование – как обычную верёвку или шнур.
Если добавить механизм с трещеткой или талреп, получится серьёзное изделие, годное для бытового применения. Резьбовую стяжку можно изготовить из подручных материалов, – найти две гайки, два болта и обрезки металла не составит особого труда. Гайки удобнее вварить в трубу подходящего диаметра. Крюки и петли для окончания болтов выполняются из арматуры. Храповый механизм заимствуется от инструмента с трещоткой, например лебёдки или ключа.
Такая конструкция пригодится не только на обычном автомобиле. Стяжные ремни востребованы на экспедиционнике во время поездок на дальние расстояния.