Строп цепной четырехветвевой 4СЦ, паук

Виды цепных строп, маркировка, область применения Цепные стропы

Строп 4СЦ

 

Цепные стропы 4СЦ – грузоподъемные приспособления, получившие сленговое название «цепной паук».

Стропы этого вида являются наиболее универсальными из всего класса цепных стропов, и получили широкое применение в строительной сфере и тяжелой промышленности.

 

Плюсы и минусы 4-ветвевых цепных стропов

Работоспособность при температурах до 400°С, а также стойкость к коррозионным средам и открытому пламени – качества, за которые цепные стропы ценятся на металлургических и химических предприятиях. Преимущества использования цепного паука на строительных и монтажных площадках в том, что высокая гибкость цепей облегчает строповку, а длину ветвей стропа можно гибко настраивать под любой груз. Согласно ГОСТ 2319-81 и техрегламенту РД-11-07-2007, для обеспечения безопасности работ завод-изготовитель закладывает в стропы 4-кратный запас прочности, так что даже при максимально допустимой нагрузке на исправный строп можно не опасаться внезапного обрыва цепи.Паук цепной. Строп четырехветвевой

Еще одной ключевой особенностью является высокая степень пригодности к ремонту. Поскольку в современных цепных стропах сварные соединения все чаще заменяются разборными звеньями, ремонт стропа во многих случаях можно провести прямо «в поле».

Есть у цепных стропов и недостатки: цепь слабее противостоит изгибающим нагрузкам в результате кручения, имеет больший собственный вес и большую стоимость, чем аналоги из стальных канатов. Но разница в цене и массе оправдывается надежностью и долговечностью эксплуатации. Стальные цепи 10 класса стоят дороже, чем более распространенные цепи из стали 8 класса.

За то, чтобы купить именно строп 4СЦ 10 класса прочности, есть весомые аргументы:

  1. он имеет повышенную прочность на разрыв и выдерживает на 25% больший вес,
  2. эффективнее сопротивляется истирающим и режущим нагрузкам

Это значит, что строп 4х ветвевой, изготовленный из такой стали, будет служить дольше и реже требовать ремонта.

Конструкция стропа 4СЦ

Строп цепной четырехветвевой 4СЦПроизводство цепных стропов, не снабженных механизмами, регламентируется не ГОСТ, а инструкциями РД 11-07-2007. Строп цепной 4СЦ собирается из четырех прямых цепных ветвей. Ветви присоединяются к подвесному звену через разборные соединительные звенья. Все ветви должны быть одной прочности и калибра, сборка стропа из ветвей разной грузоподъемности не допускается. На свободных концах цепных ветвей крепятся захватные органы: крюки, карабины или скобы. Для регулировки длины цепи на ветвь крепят крюк-ограничитель. Опционально «паук» может комплектоваться ограничителем угла расхождения ветвей, предотвращающим разведение стропа на небезопасные углы.

Цепи производятся из высокопрочной легированной стали в соответствии с ГОСТ 30441-97 (некалиброванные) или ГОСТ 30188-97 (калиброванные). Для повышения сопротивляемости коррозии цепи подвергают дополнительной обработке:

  • Покрытие оксидной пленкой (воронение)
  • Оцинковка
  • Окрашивание эмалью
  • Покрытие слоем термостойкого сополимера стирол-акрилат

Для работы в самых агрессивных средах существуют стропы с цепями из нержавеющей стали. Комплектующие стропа чаще всего окрашивают эмалью, поскольку это покрытие успешнее всего сопротивляется истиранию.

Ниже на фото изображен четырехветвевой цепной строп в сборе, укомплектованный укорачивающими крюками:

Строп в обязательном порядке снабжается маркировочной биркой и паспортом, в которых дублируется информация о номинальной грузоподъемности, название производителя и дата последнего осмотра.

Применение стропа четырехветвевого 4СЦ

Как применяют цепные четырёхветвевые стропы 4СЦСтропа цепная типа 4СЦ позволяет поднять груз практически любой конфигурации. Допустимая масса груза может достигать 67 тонн при использовании стропа 8 класса прочности и 85 тонн в случае 10 класса прочности.

Для большинства случаев будет достаточно стропа грузоподъемностью от 2 тонн до 26,5 тонн и 30 тонн для строп 8 и 10 класса прочности соответственно (диаметр цепи от 5 до 20 мм). Стропы 4СЦ большей грузоподъемности имеют очень большой вес и узкую специализацию.

Строповка грузов производится двумя способами:

  1. Зацепление захватных приспособлений стропа за проушины груза. Если груз не имеет штатных проушин, то ввинчиванием или электросваркой к грузу можно присоединить съемные скобы для строповки.
  2. Применение вспомогательных цепных элементов – обвязки, за которую цепляют грузозахватные элементы стропа.

Реальная допустимая масса груза зависит от ряда факторов:

  • Диаметр цепи
  • Класс прочности стали
  • Углы отклонения цепных ветвей от вертикали
  • Рабочая температура


 

Таблица грузоподъемности цепных стропов 4СЦ калибра 5 – 32 мм.

Таблица грузоподъёмности стропа 4 ветвевого 4СЦ, паука. В зависимости от класса цепи

Таблица значений грузоподъемности цепной ветви от наклона к вертикали.

Зависимость г/п от угла ветвей стропа 4сц

Фактическая грузоподъемность стропа складывается из допустимых нагрузок на каждую из 4х ветвей. Нагрузка на отдельные ветви определяется углом отклонения цепи от вертикали. Углы разведения ветвей свыше 120° (наклон цепи более 60°) считаются небезопасными для работы.

Использование в температурном диапазоне 200-300оС влечет снижение допустимой нагрузки до 90% от паспортного значения, а в интервале температур от 300оС до 400оС разрешенная нагрузка на строп составляет 75% от номинальной. В случае эксплуатации при температуре 400оС и более, строп 4 СЦ подлежит внеплановым нагрузочным испытаниям с последующим осмотром.

Осмотр и дефектовка цепных стропов

В соответствии с нормами охраны труда РМ-07-2008, все цепные стропы (в том числе и четырехветвевые 4СЦ) должны регулярно проходить визуальный осмотр. Цепной паук не может быть использован, если хотя бы одна ветвь имеет дефекты. Браковка цепной ветви производится, если обнаружено, что:

  • Утеряна или не читается маркировочная бирка
  • Отдельные ветви стропа при свободном подвесе отличаются по длине на 15 мм и более
  • Одно или несколько звеньев имеют удлинение больше, чем на 5% относительно нормативного значения, или износ в точке контакта с соседним звеном больше, чем 8% от изначальной толщины
  • Какой-либо из элементов стропа изогнут, имеет надрывы, трещины, борозды в металле
  • Элементы стропа покрыты ржавчиной, имеют следы воздействия пламени или несанкционированной электросварки.

Осмотр проводится:

  • Не реже 1 раза в 5 дней для постоянно используемых стропов
  • Не реже 1 раза в 10 дней для периодически используемых стропов

Перед выдачей в работу, но не реже 1 раза в год для стропов, находящихся на длительном хранении (после испытаний под нагрузкой).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *